Московская типография АВИСС » Статьи » Этикетки. Правовой аспект

Этикетки. Правовой аспект

При изготовлении этикеток для своей продукции, производители, как правило, руководствуются стремлением придать им наиболее благоприятный, бросающийся в глаза, вид. Между тем, данные многих социологических и маркетинговых исследований, посвященных этой теме, свидетельствуют, что, по крайней мере, для 45 процентов покупателей информация на этикетке или упаковке товара, является одним из определяющих факторов при выборе. При этом не менее 62 процентов респондентов большое внимание уделяют информации на этикетке, посвященной составу предлагаемого товара. Именно поэтому, законодательством и предъявляются многочисленные и довольно четкие требования к этикетке товара.
О том, какое значение имеет реклама в условиях рыночной экономики, можно написать отдельную большую статью. Достаточно только сказать, что в современных условиях реклама уже является двигателем не только торговли, но и всей экономики, в целом, обеспечивая устойчивый рынок сбыта тех или иных товаров, и устанавливая взаимосвязь между продавцом и потребителем. Сегодняшние средства коммуникации обеспечивают огромное разнообразие рекламных инструментов. Это может быть реклама на телевидении и радио, в СМИ, на транспорте, наружная реклама, реклама в интернете, наконец. Но одним из эффективных способов рекламы, который носит характер «прямого действия», можно назвать эффектную этикетку. Такая этикетка должна в обязательном порядке содержать название изготовителя и его основные реквизиты, наименование продукта, информацию о его потребительских качествах. Кроме этого, любой производитель стремится разместить на этикетке достаточное количество информации рекламного характера.

Обязательная информация на этикетке.

Любому производителю следует знать, что законодательством четко определяется информация, обязательная к размещению на этикетке. Так, например, статья 495 ГК Российской Федерации возлагает на продавца обязанность достоверно и полно информировать покупателя о свойствах и качествах товара. Впрочем, это требование относится только к розничной торговле, которая в качестве своей ключевой особенности имеет публичность предложения товара. Следствием этой особенности является то, что продавец не имеет право отказать покупателю в продаже товара, если такой товар есть у него в наличии. Не допускается также в розничной торговле и отдавать приоритет одному покупателю в ущерб другому. Что же касается торговли при осуществлении и покупателем и продавцом предпринимательской или хозяйственной деятельности, то эти отношения выстраиваются на договорной основе. В данном случае, отсутствуют прямые законодательные требования к продавцу относительно предоставления информации о товаре.
Более жесткие требования законодательства к розничной торговле обуславливаются, прежде всего, огромным значением, которое она имеет для потребительского рынка, а соответственно и для всей экономики, в целом. Кроме этого, в розничной торговле в качестве покупателей выступают физические лица, то есть субъекты менее защищенные юридически и экономически, по сравнению с продавцом. Покупатель не имеет никакой возможности оказывать влияние на условия сделки. Также он не имеет возможности, и не обязан, владеть доскональной информацией о приобретаемом товаре. Именно поэтому такую информацию и должна предоставлять этикетка, которая зачастую, вообще, является для покупателя единственным источником информации, способным оценить правильность выбора. В соответствии с Законом «О защите прав потребителей» этикетка или упаковка любого товара, продаваемого на территории Российской Федерации, должна предоставлять покупателю следующие сведения:
- ссылки на стандарты и технические условия, в соответствии с которыми изготовлен товар, и требованиям которых он должен соответствовать,
- информацию о ключевых потребительских свойствах товара,
- гарантийный срок эксплуатации товара, при его наличии,
- правила эффективного применения и техники безопасности при эксплуатации товара,
- реквизиты юридического лица, которому производитель или продавец передает полномочия на принятие претензий, осуществление гарантийного ремонта и технического обслуживания товара.

Этикетки для пищевых продуктов.

Вполне объяснимо, что наиболее жесткие и однозначные требования предъявляются законодательством к этикеткам и упаковкам пищевых продуктов. Это объясняется характером потребления и значением пищевых продуктов в жизни человека и общества. Кроме этого, такие требования вполне согласуются с общемировой практикой. Потребитель не может отказаться от приобретения пищевых продуктов, поскольку они обеспечивают его жизнедеятельность. В то же время, свойства и качества таких продуктов оказывают непосредственное влияние на здоровье человека.
Учитывая изложенные факторы, можно сказать, что многочисленные требования, предъявляемые законодательством к информации на этикетках или упаковках пищевых продуктов, главной своей целью имеют защиту интересов потребителя от всевозможных злоупотреблений со стороны производителя или продавца. В настоящее время эти требования устанавливаются многочисленными нормативными документами, в том числе законами, постановлениями Правительства Российской Федерации, подзаконными актами органов исполнительной власти федерального уровня. Кроме этого, существуют требования директив и регламентов ЕЭС. Среди основных нормативных документов, регулирующих данный вопрос на территории Российской Федерации, можно выделить Гражданский Кодекс, федеральные законы «О защите прав потребителей», О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», «О техническом регулировании», «О рекламе», «О качестве и безопасности пищевых продуктов», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».
Настолько обширная нормативная база, неизбежно оказывается разрозненной, а ее требования - трудно исполнимыми в полном объеме. Именно поэтому 29.12.2003 г. Госстандартом Российской Федерации принят ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования», сводящий воедино требования всех российских нормативных документов, предъявляемых к этикеткам пищевых продуктов. В действие этот стандарт был введен с 01.07.2005 г.
Главная цель, которую ставили перед собой разработчики данного стандарта, заключается в предотвращении попадания на отечественные прилавки продуктов ненадлежащего качества. Согласно требований ГОСТ Р 51074-2003, на этикетках пищевых продуктов, продаваемых на территории Российской Федерации, вся необходимая информация, независимо от страны-изготовителя, должна быть изложена на русском языке. К такой информации относится название и реквизиты изготовителя, стране, в которой изготовлен товар, товарном знаке и массе нетто, также указываются объем и другие количественные характеристики продукта, его пищевая ценность и состав. Также, в обязательном порядке, этикетки пищевых продуктов должны содержать сведения об условиях хранения товара и соответствующих этим условиям сроков годности, стандарта, в соответствии с которым продукт изготовлен, сведения о сертификации продукта. Кроме этого, обязательной к указанию на этикетке или упаковке является информация о составе пищевых продуктов, и в частности, о содержании биологически активных добавок, ароматизаторов, продуктов нетрадиционного состава, а также продуктов генетически модифицированной природы.
Такая полная и достоверная информация способна гарантировать безопасность здоровья потребителей. Кроме этого, она является средством профилактики злоупотреблений производителей и продавцов. Поэтому она должна также быть доступной. Раздел «Общие требования к содержанию информации для потребителя» стандарта предусматривает требование размещения такой информации в виде текстовой информации, рисунков и условных обозначений, размещаемых непосредственно с пищевым продуктом на его этикетке, контрэтикетке, ярлыке, пробке, вкладыше или другом элементе, принятом для данного товара. Текстовая часть такой информации должна быть представлена на русском языке и может дублироваться на языках народов РФ и иностранных языках.
Особые требования предъявляются к наименованию пищевого продукта. Оно должно полностью характеризовать этот продукт, нести в себе информацию о природе его происхождения, методах обработки, являясь при этом понятным потребителю. При отсутствии в стандартах разного уровня определенных требований к наименованию того или иного продукта, то при выборе наименования производитель руководствуется требованиями ГОСТ Р 51074-2003. Допускается присваивать пищевым продуктам наименование, дополненное названием фирмы-изготовителя. Также допускается вносить обозначение «Изготовлено под контролем», после которого следует название производителя. После этого на этикетке должны быть указаны реквизиты компании.
Запрещается присваивать пищевым продуктам наименования, которые могут нести в себе ложную информацию о происхождении, составе, сроке годности и хранения, способе производства и т.п. Также название продукта не должно приписывать ему те свойства и качества, которыми он, на самом деле, не обладает. Кроме этого, запрещается упоминать в наименовании товара названия продуктов, которые не входят в его состав и не использовались при изготовлении. Если при изготовлении продукта применяются ароматизаторы, придающие ему сходство с определенными продуктами, то в наименовании должно быть указано, что этот товар является продуктом с запахом или вкусом этих ингридиентов. Товарный знак на этикетке может быть указан только в том случае, если он был утвержден, в установленном законом страны изготовления, порядке.

Этикетки других товаров.

Этикетки и упаковки непищевых продуктов также имеют определенные требования, по отношению к своему составу. В обязательном порядке, если товар подлежит сертификации, этикетка или упаковка товара должна содержать полную информацию о проведенной сертификации, включая номер сертификата, дату выдачи и срок действия, наименование органа, который его выдал. В соответствии с требованиями нормативных актов, импортные товары запрещены к продаже в России, если их этикетки или упаковки не имеют информации, представленной на русском языке. Ответственность за предоставление такой информации возлагается на импортера. Согласно Постановлению Правительства № 200 от 07.03.2000 г., этикетки товаров, предназначенных для продажи в магазинах беспошлинной торговли, должны иметь обозначение «Только для продажи в магазине беспошлинной торговли» по-русски, или же такую же надпись по-английски.
Товары бытовой химии, лакокрасочные изделия запрещаются к продаже в стеклянной таре объемом более литра. Кроме этого, все пожароопасные товары должны продаваться с надписью на этикетке или упаковке, свидетельствующей о их пожароопасности.

О полноте информации.

Закон «О защите прав потребителей» вменяет в обязанность изготовителю товара предоставлять исчерпывающую информацию о своей продукции на этикетках, а также в прилагаемой к товарам технической документации, при помощи маркировки или другого способа, который является характерным для определенного товара. В соответствии с этим, производитель имеет право выбирать способ представления такой информации. Также отсутствуют конкретные указания и о способе нанесения маркировки, размеру ее шрифта и других параметров. В любом случае, информация должна быть четкой, конкретной и доступной. Также она должна легко читаться. Что касается средств нанесения маркировки на пищевые продукты, то они не должны приводить к ухудшению их качества, быть устойчивыми при транспортировке и хранении.