Московская типография АВИСС » Статьи » Дизайн не в ущерб здоровью

Дизайн не в ущерб здоровью

Особенности оформления упаковок лекарственных препаратов.

Фармацевтические препараты являются совершенно особенным видом товаров. Очевидно, что особенные требования должны предъявляться и к оформлению их упаковки.
Согласно данным исследования, проведенного в Великобритании, врачи ежегодно выписывают своим пациентам более 660 миллионов рецептов, еще 200 миллионов рецептов выписывается пациентам стационарных отделений. В то же время английскими поликлиниками каждый год регистрируется около 900 тысяч случаев неправильного приема или использования медицинских препаратов. Примерно третья часть таких случаев вызвана ошибками, связанными с восприятием дизайна этикетки препарата. Приблизительно такие же данные дают и аналогичные исследования, проводимые в США.
Кроме этого, давно известно что население старого света стремительно стареет - ожидается, что уже к 2020 году более половины европейцев будут возраста старше 50 лет. По статистике, люди именно такого возраста наиболее часто ошибаются в приеме лекарств из-за дизайна упаковки. Кроме этого, многие люди испытывают проблемы со зрением. Например, среди англичан зарегистрировано более миллиона слепых людей или людей, частично потерявших зрение. Также для 700 тысяч человек в Великобритании представляет большую сложность чтение надписей, изложенных обычным шрифтом. А 20 процентов англичан затрудняются в чтении мелких надписей на упаковках лекарств.
Учитывая изложенное, становится понятно, что изменение подхода к оформлению лекарственных препаратов способно переломить эту статистику и более обезопасить пациентов. Эксперты, участвовавшие в написании этой работы, разработали ряд требований, которым должно соответствовать оформление дизайна упаковки лекарств, чтобы минимизировать риск неправильного приема препаратов. Своей целью данная работа преследовала выработку концепции, реализация которой создаст такие правила игры, при которыхбудут созданы не просто цветные картонные коробки. Будет разработан дизайн упаковки препаратов, направленный на предотвращение возможных ошибок в приеме, который станет для производителей дополнительным конкурентным преимуществом, а не просто вынужденной мерой.

Основные положения.

Лекарственные препараты принимают люди разных физических возможностей. При этом приему лекарств могут сопутствовать самые разнообразные обстоятельства. Простейшим примером может служить разный уровень освещенности помещения, который оказывает значительное влияние на зрительное восприятие, как текстовой информации, так и цвета. Поэтому, удобный для фармацевта, дизайн коробки лекарств, может оказаться причиной ошибки пациента с плохим зрением. Разумеется, что невозможно предусмотреть все возможные места хранения и использования лекарств, а также условия, которые это сопровождают. В связи с этим, основной задачей представляется разработка универсально дизайна для всех возможных обстоятельств. При этом на первом месте должны выступать интересы пациента, а не коммерческий интерес фармацевтической компании.
В результате этого исследования был разработан единый британский стандарт дизайна упаковки лекарственных препаратов BS 5000-6. Стоит отметить, что этот стандарт был с готовностью воспринят ведущими фармацевтическими компаниями Англии, которые осознали в этом и собственный коммерческий интерес.

Оформление вторичной упаковки.

Для начало следует разобраться, что же такое вторичная упаковка. Этим термином фармацевты называют внешнюю упаковку лекарственных препаратов. Обычно такой упаковкой является картонная коробка, которая служит вместилищем для первичной упаковки и в непосредственный контакт с лекарством не вступает.
Такая коробка состоит из шести сторон, на которых может быть размещена полезная информация. Наиболее значительные сведения представляют собой: название препарата, концентрация действующего вещества, лекарственная форма, число капсул или таблеток в упаковке. Эти сведения должны быть размещены на первичной упаковке, как минимум, три раза. При этом размещается такая информация на одной из каждых двух противоположных друг другу граней коробки. При этом, на двух из этих граней, кроме боковой, текст должен быть направлен одинаково.
Кроме этого, важно соблюдать и определенную плотность текста - высокая плотность мелкого текста является очень сложной для восприятия. Поэтому название лекарство должно располагаться на свободном поле. Это же требование относится к названию и концентрации действующего вещества, что помогает предотвратить передозировку лекарством из-за дезориентации, связанной с использованием разных названий для одного, по сути, препарата разными производителями. Содержание действующего вещества лучше выделить особым шрифтом, его наклоном или цветом. Лучше стараться обойтись целыми числами, избегая разделительных запятых, которые могут не восприниматься человеком со слабым зрением. Еще одним фактором дезориентации пациентов могут быть похожие названия разных препаратов. Ярким примером могут служить названия лекарств «ХлорпроПамид» и «ХлорпроМазин». В данном случае, пациенту будет легче сориентироваться, если вторые части названий, которые и отличаются между собой, будут выделены написанием заглавными буквами.

Требования к шрифту.

Шрифт для написания текстовой части упаковок лекарств должен быть не менее 12. Однако для людей с ослабленным зрением оптимальным является шрифт не менее 14, а название действующего вещества, вообще, лучше выделить шрифтом 16.
Следует учитывать более сложное зрительное восприятие, характерное для текста, написанного с наклоном или заглавными буквами, поэтому от таких элементов лучше воздерживаться. Выделить же требуемый фрагмент лучше полужирным начертанием. Также стоит избегать шрифтов с засечками, вытянутых шрифтов и шрифтов облегченного начертания, которые также усложняют восприятие. Оптимальными являются шрифты Arial, Helvetica, Univers. Также следует учитывать влияние на восприятие текста межстрочного и межбуквенного расстояния. При двенадцатом шрифте, например, лучше всего использовать расстояние 16. Выравнивать же текст, для улучшения восприятия следует по левому краю.
Кроме этого, существуют определенные требования по использованию логотипов. Текст, написанный поверх или вокруг логотипа, сложен для восприятия. Логотип не должен разделять текст - следует помещать его в начало или в конец текстового блока. Еще одним важным фактором является уровень контраста текста и фона, на котором он размещен. Чем выше контраст, тем проще распознать текст человеку с плохим зрением. Оптимальным вариантом является темный текст на светлом фоне.


Цвет

Большое значение для распознавания препаратов имеет и цвет, однако он же может стать причиной заблуждения. Как правило, различный цвет вторичной упаковки может применяться для обозначения лекарств с похожим названием, или одинаковых препаратов с различным уровнем концентрации действующего вещества. Значительным недостатком такого различения препаратов является возможность того, что пациент может страдать цветовой слепотой. Также существует возможность индивидуального восприятия цветов различными людьми.
В целом, созданию единой цветовой кодировки могут, препятствовать следующие факторы: огромное количество запатентованных препаратов, отсутствие единой мировой системы цветового кодирования, что значительно усложнит международную торговлю лекарствами, и, наконец, невозможность правильного восприятия цвета пациентами, страдающими определенными заболеваниями зрения.

Первичная упаковка.

В отличие от вторичной упаковки, первичная упаковка предусматривает непосредственный контакт с лекарственным препаратом. Наиболее распространенной формой первичной упаковки сегодня является блистер, для заклеивания которого чаще всего используется фольга. При этом следует учитывать, что блики, возникающие на поверхности фольги, могут усложнять восприятие текста. Поэтому текст на блистере должен выполняться достаточно темным и контрастным цветом, по отношению к цвету фольги. Если же текст написан мелким шрифтом с недостаточной контрастностью к фону, то читается он совсем плохо. Лучше всего, если фоном выступает не блестящая, а матовая светлая фольга. Что же касается текста, то лучше всего использовать темный жирный или полужирный шрифт. При этом, однако, нельзя забывать о том, что мелкий текст, написанный излишне жирно, также сложно воспринимается. Также следует соблюдать размещение текста с информацией о названии и действующем веществе лекарственного препарата над каждой ячейкой блистера. Помимо этого, следует помнить, о необходимости оформления первичной и вторичной упаковок лекарственных средств в единой стилистике, что значительно уменьшает возможность неправильного применения лекарства.

Картонные коробки на заказ - производство картонной упаковки для лекарств.

 

 

 

Наши специалисты

Свистунова Ирина Викторовна
Генеральный директор
/
Шумаков Олег Андреевич
Менеджер по работе с клиентами
8-903-775-47-05 / oleg@aviss.ru
Шишкалов Валерий Геннадьевич
Менеджер по работе с клиентами
8-906-727-95-95 / valery@aviss.ru

Контакты

Тел: +7 (495) 721-30-69

Отдел продаж: sales@aviss.ru

Отдел маркировки: markirovka@aviss.ru

Адрес: ул. Клары Цеткин, д. 28

м.Войковская (выход №1), Автобус №90 (до остановки «Фабрика игрушек»)

 

Политика обработки данных